9 причин, почему важно развивать воображение ребенка.
Или для чего нам возиться с этими всякими красками-карандашами.
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов. Всю жизнь от детства до старости мы пользуемся образами, чтобы понимать этот мир. Образы, создаваемые в нашем воображении помогают понимать друг друга, а также изучать информацию. Стихи по литературе, история государства, даже сложные математические формулы – всё это лучше запоминается через образы. Более того, процесс изучения становится веселее.
Согласитесь, намного приятнее подходить к учёбе как к игре, чем к простому зазубриванию необходимой информации?
Творческое воображение зависит от многих факторов:
— Умственное развитие ребенка. В группе детей всегда кто-то обладает более выраженной способностью фантазировать, а кто-то менее. У кого-то более развито пространственное мышление, у кого-то менее.
— Индивидуальных особенностей личности. Таких, как: устойчивости, осознанности и направленности мотивов, оценке собственного образа «Я», особенностей коммуникации, степени самореализации, оценки собственной деятельности, черт характера и темперамента.
— Насмотренность и знания. Воображение не может придумать что-то из ничего. Чтобы создать образ или фантазию, мозгу ребенка нужно получить необходимую информацию: просмотр картин художников, прогулки по местам с красивой архитектурой и природным ландшафтом и так далее. Чем больше ваш ребенок видит вокруг, тем больше “кирпичиков” у него будет, чтобы построить свой ряд образов и ассоциаций, которые можно изобразить на бумаге, в тексте или музыке.
— Возраст. Французский психолог Т. Рибо представляет развитие воображения в трёх стадиях: детство, юность, зрелость. На каждой стадии развитие воображения имеет свою цель.
Так и какие цели преследует развитие воображения и как их достигнуть?
Цель 1: Развитие воображения и внимания.
Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек. Три краски.
Цель 2: Развитие художественного восприятия и воображения.
Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок? Превращение пятнышек краски (техника рисования - монотипия).
Цель 3: Находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого. Неоконченный рисунок.
Цель 4: Развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке. Волшебники. «Добрый и злой»
Цель 5: Развитие эмоциональности.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый». О чем рассказала музыка.
Цель 6: Ассоциативное мышление с помощью музыкальных произведений.
Звучит классическая или красивая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них. Поможем художнику.
Цель 7: Воображать предметы на основе заданной схемы.
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ему помочь закончить картину. Вместе обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить придумать историю про нарисованного человека. Чудесный лес.
Цель 8: Создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы. Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие. Сказочное животное (растение).
Цель 9: Создание новых образов в воображении.
Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений). Отгадай, что я задумал, и дорисуй. Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем).