Умный альбом: Рисунок на уроках литературы

Приемы развивающего обучения
Для работы предлагаются разнообразные виды заданий, которые учитывают:
1) индивидуальные особенности учеников и их подготовленность,
2) возможность для проявления разных сторон творческого восприятия,
3) разный уровень восприятия одного и того же отдельными учениками.

1. Развитие умения «видеть» текст «изнутри»: создание рисунка по тексту помогает ученикам вникнуть в суть произведения, выделить ключевые моменты и персонажей, а также лучше понять атмосферу и настроение произведения.

2. Проявление потенциальных способностей к художественному творчеству: такие задания могут стимулировать учеников к самовыражению через рисунок, что особенно важно для развития художественных способностей.

3. Глубокий анализ произведения: создание образного рисунка помогает ученикам взглянуть на текст более глубоко, обращая внимание на детали, символику и эмоциональный подтекст произведения.

4. Развитие коммуникативных навыков: если ученик стесняется устно выражать свои мысли, через рисунок он может показать свое видение произведения и развить навыки обоснования своего творчества.

5. Самостоятельное мышление и толерантность: создание рисунка по тексту требует интерпретации и анализа, что помогает ученикам развивать свое мышление и уважение к разным точкам зрения.

6. Закрепление знаний по теории литературы: работа над рисунком по тексту помогает ученикам применить теоретические знания на практике и лучше понять принципы литературного анализа.
Конечно, в данном виде работы нужна последовательность. Есть стихи, которые так и хочется зарисовать со всеми данными в нем образами. В 5 классе, на начальном этапе вхождения в поэтику, в этом плане интересно стихотворение «Красота» И. Бунина (об олене, убегающем от охотников).
Вопросы: что стоит внимания для рисунка (назвать образы), как изобразить убегающего оленя (тем более, если не умеешь рисовать). При этом дети только предлагают, что рисовать, а рисую картинку я на доске (это несложно). Это первый этап – рисование вместе с ребятами образов-картин по содержанию стихотворения (И. Бунин. «Красота»).
В другом произведении(-ях) обратить внимание на использование автором цвета и обсудить вопрос о значении выбора того или иного цвета и, может быть, наоборот – об отсутствии цветовой гаммы (Соллогуб, «Ступни горят»).
Интересно рассмотреть стихи, которые невозможно проиллюстрировать или из-за отсутствия поддающихся изображению образов (А.Фет, «Шёпот, легкое дыханье…»). Вопрос: как зарисовать? Не получится дать точные образы, хотя в стихотворении одни существительные (!): есть тени, тем более бесконечные, но не названы предметы, от которых они отражаются; нельзя нарисовать звуки, трели (если только нотными знаками – тогда это абстракционизм или символизм). Но получится дать образ стихотворения в целом через цвет (серый, фиолетовый предлагают ребята).
Стихотворение И. Бунина «Стрижи»: сколько картин даёт поэт? (2); что изобразим на первой, на второй, их соотношение друг к другу (одна – в прошлом, другая – в настоящем); что дают эти образы; главный образ в стихотворении; что хотел данными картинами сказать автор? Хороши для зарисовки шуточные стихотворения. Задание: включить в рисунок все образы. Вопрос: какие художественные приёмы использовал автор?
Рано утром вечерком, поздно на рассвете
Баба ехала верхом в раскидной карете,
А за нею во всю прыть тихими шагами
Волк старался переплыть миску с пирогами.

В любом случае каждый рисунок должен быть объяснен – «защита рисунка».

Хорошо предложить сразу двум ученикам «нарисовать» одно и то же стихотворение – есть возможность дать увидеть, как мы по-разному воспринимаем (интерпретируем) окружающий мир; обсудить, почему это происходит; подумать о том, плохо это или хорошо в мире искусства – так разворачивается дискуссия.

(Так появляется возможность помочь научиться слушать других, помочь в развитии чувства толерантности).
Эти идеи вы можете воплотить на страницах альбома!

Порадуйте своих деток и купите для них необходимое для рисования в магазине по адресу:
м. Проспект Просвещения, проспект Энгельса 132к1, Санкт-Петербург, 194356

‌‌Почта для связи:
umnyialbom@yandex.ru

График работы:
Пн—Пт: 10:00—19:00
Сб—Вс: выходные

Контакты

Изображение
Адрес
Город Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Шувалово-Озерки, пр-кт Энгельса, д. 132 к. 1 литера А, пом 4Н, офис 19.0.6.
Изображение
Время работы
Пн—Пт: 10:00—19:00
Сб—Вс: выходные
Изображение
Телефон:
Изображение
Электронная почта: